Зимние сады в петербургских особняках

Совершенно особой и наиболее пышной формой интерьерного озеленения в старом Петербурге были зимние сады во дворцах, особняках и некоторых общественных зданиях. О них стоит рассказать особо.

В.С. Садовников. Помпейская галерея. Эрмитаж. 1855-57гг.
В.С. Садовников. Эрмитаж. Помпейская галерея.
Не довольствуясь отдельными растительными украшениями жилых помещений, архитекторы стремились создать в четырех стенах своеобразные островки живой природы с прекрасной экзотической растительностью и особым микроклиматом.

И пусть эта растительность, составленная из чуждых друг другу видов - зачастую выходцев с разных континентов - была вовсе не похожа на естественную (разве что отдаленно напоминала некие условные "тропические заросли"); пусть микроклимат был иногда, с точки зрения людей, слишком "оранжерейным", с избытком тепла и влаги, - всё равно зимние сады под тусклым петербургским небом воспринимались как одно из высших проявлений комфорта, красоты и роскоши в быту.

Первые зимние сады в столице стали заводить вельможи екатерининского времени. Правда, у них были свои предшественники в Западной Европе, и притом весьма почтенного возраста. Сохранились сведения о первой попытке создать зимний сад, сделанной прославленным средневековым ученым-схоластом Альбертом Великим. Зимой 1240 года он принимал в Кельне голландского короля Вильгельма и угощал его в небольшом зале, полном цветущих кустарников. Вид растений, покрытых цветами в зимнее время, настолько поразил короля и его приближенных, что они заподозрили ученого в колдовстве и сношениях с нечистой силой. Действовать наперекор природе было в те времена небезопасно...

Но в 18 веке устройство зимних садов уже не грозило подобными неприятностями. Роскошный зимний сад площадью 500 квадратных саженей (более 2200 квадратных метров) был создан в 1791 году в Таврическом дворце. Архитектору И. Е. Старову пришлось преодолеть немалые трудности, чтобы перекрыть столь обширную площадь. В центре зала он установил ротонду о восьми колоннах, поддерживающую потолок, а также колонны и вдоль стен.

Сад был предназначен для пышного празднества, которое князь Г.А. Потемкин (тогдашний владелец дворца) устроил для Екатерины II в честь взятия Измаила. Описание этого чуда принадлежит перу Г.Р. Державина, который присутствовал на празднике. Вот его впечатления:

"С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благорастворенных климатов дерева, другие плодами обремененные. Под мирною тению их инде бархат стелется дерн зеленый, там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии".

А вот ещё цветистые детали из других описаний этого сада: "целые лесочки, а по окружавшим их решеткам вились душистые розы и жасмин"; "аллеи, обсаженные чужестранными деревьями, сросшимися между собой так густо, что и днём было довольно темно". К "натуре" были добавлены и затеи: всюду цветные лампады, "изображавшие яблоки, груши и виноградные гроздья", из них же сделаны дыни, арбузы, ананасы. Деревья были, кроме натуральных плодов, увешаны искусственными, изготовленными из драгоценностей.

Этот зимний сад, первый в Петербурге и по времени возникновения, и по размаху роскоши, просуществовал в Таврическом дворце более ста лет. Из подробного описания истории создания сада и всех превратностей его судьбы мы узнаем, что постепенно он терял былое величие, пока не был в 1905 году перестроен в зал заседаний для Государственной Думы.

В 19 веке зимние сады у состоятельных петербуржцев стали модой (тем более, что появились новые технические возможности для сплошного остекленения стен и перекрытий).Одно из руководств по внутренней отделке квартир и особняков советовало иметь в доме, наряду с "танцевальной залой в греческом вкусе, гостиной в новофранцузском, столовой в византийском", непременно также и "роскошный садовый зал в помпейском стиле".

В провинции старались не отстать от столицы, хотя "садовые залы" устраивали в более скромных формах. В.А. Соллогуб в повести "Сережа" пишет о размышлениях и хлопотах помещика, собирающегося жениться: "Для молодой жены нужны все утонченности роскоши: нужны диванная, чайная, а в особенности боскетная...Вскоре появилась и боскетная с ужасными растениями..." (оставим этот эпитет на совести хозяина, наверняка сожалевшего об истраченных средствах).

В распространении среди состоятельных петербуржцев моды на устройство зимних садов явно не обошлось без западных ветров, в том числе - из столицы мод. В эпоху Второй империи - время безудержного обогащения пришедшей к власти крупной буржуазии - в Париже один за другим появлялись роскошные особняки нуворишей с зимними садами. Один из таких садов описывает Э. Золя на нескольких страницах романа "Добыча". В этом саду, "где кипели пламенные соки тропиков", вокруг бассейна с "розовыми звездами кувшинок", с фонтаном, опоясанным высокими зелеными султанами циклантусов, - аллеи с грациозными пальмами и высокими индийскими бамбуками, колючими свечами абиссинских молочаев; в углах - "зеленые гроты, скрытые завесами лиан", "уголки девственного леса, воздвигавшие целые стены листвы, непроницаемую чащу стеблей"; причудливые цветы орхидей в висячих корзинах; длинные горизонтальные листья бананов, где свободно могли улечься двое влюбленных", и т.п.

По сравнению с этим буйством зелени зимние сады Петербурга, судя по дошедшим до нас описаниям и перечням растений, выглядели гораздо скромнее - и дело тут, наверное, совсем не в том, что столичная аристократия располагала меньшими средствами, чем парижские нувориши, а, без сомнения, в более строгом петербургском вкусе. Тем не менее и в зимних садах северной столицы росло немало редких видов, происходивших из субтропиков и тропиков. Не исключено, что именно благодаря этому в конце 19 века и позже во флору русской поэзии стали проникать неведомые раньше экзоты. Вот несколько примеров: у А.А. Фета "герой" одного из стихотворений - "рододендрон, пышный цвет оранжереи"; у В.Я. Брюсова встречаем "лопасти латаний на эмалевой стене" (1895; латания - один из родов семейства пальмовых); у К.Д. Бальмонта - "гроздья жадных орхидей" со стеблями "точно змеи"(1905).

Ухтомский К.А. Малый зимний сад императрицы Александры Федоровны
Ухтомский К.А. Малый Зимний сад императрицы Александры Федоровны в Новом Эрмитаже. Акварель.

В проектировании и устройстве зимних садов принимали участие известные петербургские зодчие. Так, в 1827-30-х годах при устройстве в Зимнем дворце личных апартаментов императрицы Александры Федоровны (архитекторы К.Росси и О.Монферран) небольшой зимний сад был размещен в одной из комнат анфилады - цветочной.

Ещё три акварели К.А. Ухтомского "Малый Зимний сад императрицы Александры Федоровны" :

К.А.Ухтомский Малый Зимний сад императрицы Александры ФедоровныУхтомский К.А. Малый Зимний сад императрицы Александры ФедоровныУхтомский К.А. Малый Зимний сад императрицы Александры Федоровны

Позже, при реконструкции дворца, после пожара 1837 года В.П. Стасов создал зимний сад площадью 110 квадратных метров над Посольским подъездом, применив такие техЭ.Гау. Зимний сад в Зимнем дворценические новшества, как перекрытие стеклянным потолком и замена крупных растений в кадках с помощью домкрата.

Э. Гау. Зимний сад в Зимнем дворце

«Окруженный с трех сторон галереями, а с северной стороны залом Эрмитажа, висячий сад имел вид продолговатого четвероугольника, около 25 сажен длины и 12 сажен ширины, — писал историк Петербурга М. Пыляев. — В этом открытом саду росли со всех сторон ряды прекраснейших больших берез, а на дерновой поверхности были сделаны дорожки для прогулок, украшенные цветами... В северной части сада была устроена высокая оранжерея с галереей наверху. В саду содержалось множество животных: попугаев, обезьян, морских свинок, кроликов и других зверьков». Эрмитажный Висячий сад видно и сейчас из Павильонного зала.

Зимний сад в Мариинском дворцеА.И. Штакеншнейдер при постройке Мариинского дворца в 1843-45 гг. создал двухэтажный зимний сад, который стал одной из главных достопримечательностей дворца. В просторном помещении нижнего этажа росли пальмы, саговники и другие тропические растения, а в центре бил фонтан восьмиметровой высоты, брызги которого орошали мраморный мозаичный пол.
Был и еще один устроенный по типу бахчисарайского "фонтана слез": вода в неё переливалась тонкой струйкой, падая из одной раковины в другую. На галерее второго этажа было множество кустарников и цветов, тридцать широких мраморных вазонов с цветами украшали лестницу.

А.К.Саврасов.Древовидный папоротник из оранжереи великой княгини Марии Николаевны. 1854г.А.К.Саврасов. Древовидный папоротник из оранжереи великой княгини Марии Николаевны. 1854г. ГТГ

Сад был залит светом, льющимся из двадцати четырех окон и застекленного просвета в потолке. Зимнее тепло обеспечивалось паровым отоплением.
Фрейлина Анна Тютчева вспоминала о своей поездке к владелице Мариинского дворца великой княгине Марии Николаевне: "Я застала её в роскошном Зимнем саду, окруженной экзотическими растениями, фонтанами, водопадами и птицами, настоящим миражем весны среди январских морозов".

Зал в Мариинском дворце на месте бывшего зимнего садаЗал бывшего зимнего сада в Мариинском дворце

В 1850-х годах Штакеншнейдер при перестройке Малого Эрмитажа расположил рядом с Павильонным залом двухэтажный зимний сад с фонтаном и балконами, как и в Мариинском дворце. Ни один из этих садов не сохранился, остались лишь их изображения. Когда Мариинский дворец приспосабливали для заседаний Государственного совета, зимним садом пришлось пожертвовать, и на его месте в 1906-1907гг. по проекту Л.Н. Бенуа был устроен большой зал заседаний. Так что ныне депутаты Санктпетербургского городского Законодательного собрания заседают там, где раньше был уголок экзотического леса с фонтаном.

Проект реконструкции дома Штакеншнейдера
Проект реконструкции дома Штакеншнейдера, 2008г.

Прекрасный зимний сад устроил Штакеншнейдер и в своем особняке , выходящем также на Мойку. Этот особняк на Миллионной улице, 10 тянулся через весь квартал и выходил своей южной стороной на Мойку (дом № 9). Купленный и перестроенный Штакеншнейдером в середине XIX века, дом состоял из лицевого корпуса, выходившего на Миллионную, в котором жил сам архитектор со своей семьей и размещалась его мастерская; нескольких многоэтажных флигелей, квартиры в которых сдавались внаем, и двух одноэтажных построек, выходивших на Мойку и сохранившихся до наших дней в неизменном виде. Подъезд был со стороны Мойки. Зимний сад (на его месте, после того как особняк был продан новым владельцам, построили еще один доходный дом) находился во двре.

Записи, сохранившиеся в дневниках дочери архитектора Елены, позволяют представить атмосферу этого места: «Входили в дом через зимний сад, и эффект был совсем очаровательный. Зимний сад был освещен, но местами листья бананов бросали гигантскую тень, и эта тень была какая-то таинственная, и таинственным казался шум падающих капель… Самая атмосфера нашего сада, какая-то особенная, приятно-теплая и растворенная запахом растений, имеет… неотразимую прелесть. Из сада входили в нашу любимую комнату, названную почему-то диванной; в ней всего два дивана, а то все стулья. Здесь прямо против широких дверей сада стоит театр, окаймленный легкой, грациозной аркой – предметом восхищения всех, и художников и не художников» (художники упомянуты здесь неспроста: в 1855–1862 годах в доме Штакеншнейдера находился знаменитый в Петербурге литературно-художественный салон, где собирались артисты, поэты, художники, писатели. Частыми гостями салона были Полонский, Бенедиктов, Гончаров, Достоевский, Тургенев, Айвазовский, Брюллов).

Малиновая гостиная в Александровском дворце. Царское Село.Садовый уголок в Малиновой гостиной Александровского дворца в Царском Селе. Такие уголки любила устраивать императрица Александра Федоровна.

Упоминания о зимних садах (или их уголках) попадаются в беллетристике прошлого века, так же как их "портреты" в изображениях петербургских интерьеров. Пышный зимний сад со стеклянной крышей виден на акварельном "Семейном портрете" Э. Гау, изображающем молодую мать с детьми в богатом интерьере; сад со множеством цветущих растений в особняке Юсуповых - на акварелях К. Кольмана (1831) и А.А. Редковского(1867).

Особняк фабриканта Ф.Галли со стороны зимнего садаОсобняк Ф. К. Сан-Галли со стороны зимнего сада. Архитектор К.К.Рахау

На рубеже веков зимние сады стали непременным атрибутом богатых столичных особняков. Так, в особняке фабриканта Ф.К. Сан-Галли, построенном в 1889-1890гг. (Лиговский проспект,62), анфилада комнат заканчивалась зимним садом, что, по отзывам тогдашней прессы, производило "чарующее впечатление".

Дворец М. Кшесинской
Один из наиболее известных примеров - сад в особняке известной балерины Матильды Кшесинской, в котором ныне помещается Музей политической истории России. На фасаде здания для зимнего сада был специально спроектирован большой застекленный эркер. Сохранились воспоминания одного из деятелей революции, занявших особняк в 1917 году, об украшавших сад громадных пальмах и деревянных трельяжных конструкциях, увитых зеленью.

Зимний сад в бывшем особняке М. Кшесинской сегодня.Зимний сад в бывшем особняке М. Кшесинской . Фото Калмыкова А.Г. 2011г.

Зимние сады были не только в частных домах, но и в общественных зданиях - например, в доме Корсаковых (ставшим позднее Русским купеческим клубом, а ныне театром им. Ленсовета на Владимирском, 12). Особняк был очень красив внутри: анфилада роскошно убранных гостиных тянулась по бельэтажу: пунцовая, синяя, дубовая, парадные залы, столовая с зеркальными стенами и богатым лепным потолком. Такой же роскошный потолок был устроен и над обширным Бальным залом, в котором была и маленькая домашняя сценка, где давались милые домашние спектакли и выступали приезжие знаменитости.
Зал-грот бывшего зимнего сада
А между столовой и бальным залом находился большой Зимний сад с экзотическими пальмами, лианами и прочими тропическими и субтропическими растениями. Он был отделан в виде грота, украшен чугунными колоннами и фонтаном, возле которого стояла мраморная статуя Наяды. К сожалению, красавец зимний сад не сохранился до наших дней. В 1930 году демонтировали фонтан, а при капитальном ремонте здания в 1939 году полностью изменился вид помещения, - оно превращается в большое белоколонное фойе со сводчатым потолком в псевдоготическом стиле.

Можно вспомнить и о саде, созданном в начале ХХ века на крыше Гранд-отеля "Европа" ( в нем находился ресторан "Крыша"). В повести "Петербургская дама" (1915) об этом саде упоминает писатель Б.К. Зайцев: "Павел Иванович прошел в зимний сад. Тут устроили подобие оранжереи с покатой стеклянной крышей, с цветами...Предполагалось, что здесь всегда лето".


В Петербурге мог бы быть ещё один зимний сад. В начале 1850-х гг. на участке между Фонтанкой и проездом к главным воротам Инженерного замка предполагалось построить здание, включавшее различные помещения увеселительного характера (клуб, ресторан, кафе); большая часть здания отводилась под огромный удлиненный зал с зимним садом. Проект сада был выполнен в 1851-52гг. архитектором Н.Л. Бенуа с применением тогдашней новинки - "железно-стеклянной архитектуры" (металлических конструкций для остекленных куполов). Внутренне "наполнение" сада должны были составлять пальмы и другие тропические растения, в том числе лианы, вьющиеся по стенам. Этот проект Бенуа не был реализован, как и проект всей застройки.

Сад в Кремлёвском дворцеВ послереволюционные годы зимние сады частично ушли в небытие, частично перекочевали в интерьеры общественных зданий - кинотеатров, домов культуры, санаториев - правда, в основном в виде скромных "зеленых уголков" и "зеленых гостиных". Хотя случалось и по-другому. Одной из первых раскрытых "кремлевских тайн" было опубликованное в 1963 году в журнале "Цветоводство" описание зимнего сада в Кремле. Он был создан в 1959 году и занимал площадь 320 квадратных метров. Его постоянными обитателями были крупные тропические и субтропические растения - пальмы, монмтеры, лавр камфорный, магнолии, пестролистные антуриумы и другие, а рядом с ними всегда присутствовали различные цветущие виды из специального сменного фонда. Были там и дорожки, и уютные уголки отдыха, и бассейн. Но это уже не Петербург...

Зимний сад в Доме ученыхЗимний сад в Доме ученых


А в Петербурге несколько осколков этой необычной реалии старого быта уцелели и до наших дней: зимний сад в бывшем дворце великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной,26 (ныне Дом ученых), остатки зимних садов в бывшем особняке Кшесинской, в Аничковом дворце, в бывшем доме купца Форостовского (Васильевский остров, 4-я Линия,9), в бывшем особняке Половцова на Каменном острове.


Зимний сад здесь располагается в Зимний сад в особняке Половцова на Каменном островеобширной полуротонде с высокими, от пола до потолка, светлыми окнами. В саду находятся экзотические растения, а также коллекция скульптуры, среди которой особо следует отметить работу эстонского мастера А. Адамсона «Дамон» (1900).

Зимний сад в особняке Половцова на Каменном острове


Правда, в этих реликтовых уголках комнатная зелень ныне сильно изменила свой облик - нет ни высоких пальм, ни цветущих экзотических видов, древесные и кустарниковые кущи "тропического" облика уступили место лаконичным напольным композициям из более или менее обычных комнатных растений, только крупных размеров.

Сад в Аничковом дворцеВ зимнем саду Аничкова дворца интерьер был выдержан в стиле Людовика XVI. Зеленые растения помещались куртинами в четырех прямоугольных и трех полукруглых деревянных черных, с цинковыми вставками поддонах, оформленных бронзовыми решетками с золочеными деталями. В дни приемов и праздников из императорских оранжерей на Елагином острове сюда доставляли штамбовые розы в кадках. Пол был устлан темно-гранатового цвета бархатным ковром. На окнах – малиновые шторы с золоченой бахромой и кистями. Мебель золоченая в стиле Людовика XVI. В зимнем саду помещалась скульптура «Амур» работы Фальконе, две китайские вазы на пьедесталах, четыре торшера на высоких колоннах с бронзовыми золочеными украшениями, скульптурная группа «Мать с ребенком» и коллекция каменных изделий из уральских самоцветов на специальной этажерке с живописными медальонами.

Зимний сад Мраморного дворца
Возрожденный зимний сад Мраморного дворца

В начале 2009 года в Мраморном дворце открылся после реставрации Зимний сад – зала на втором этаже здания, интерьеры которой были существенно изменены в советский период. На месте Зимнего сада ранее находился Висячий сад под открытым небом, созданный Антонио Ринальди, по проекту которого для Екатерины II был построен Мраморный дворец (1768-1785).

Сад в Мраморном дворцеАрхитектуру зала в 1846 г. полностью изменил Александр Брюллов, реконструировавший часть помещений дворца накануне свадьбы Великого князя Константина Николаевича и Великой княгини Александры Иосифовны. Зал был перекрыт кессонированным потолком, опирающимся на две чугунные колонны, а с южной стороны закрыт стеклянной стеной.

Вместо яблонь и вишен в саду-оранжерее были посажены экзотические растения, среди зелени установлены мраморные скульптуры, а в центре оборудован фонтан. Сад был соединен с цветником тремя открытыми арочными проемами. В период, когда здание занимал Музей Ленина, зал перестал быть садом: фонтан и декоративная зелень были убраны, у стеклянных дверей помещался монумент Ильича, а на стенах развешаны картины революционного содержания. После закрытия экспозиции помещение не использовалось.

Сад в Мраморном дворцеРеставрация началась в 2005 г. В ходе реставрационных работ был воссоздан фонтан, выполненный скульптором П.Катоцци из белого мрамора по проекту Александра Брюллова в 1849 году; четыре торшера из уранового стекла с золоченой бронзой и большая трехстворчатая остекленная дверь, ведущая в Царскую комнату. Из коллекции Русского музея в зале установлены две скульптуры - «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине» (А.Бок, 1862) и «Амур, отпускающий мотылька» (М.Попов, 1872).

Панно для сада Мраморного дворцаКроме того, свое историческое место займут живописные панно Якова Дадонова, демонтированные в 1937 году. Панно были выкуплены у прежних владельцев и переданы Русскому музею. Восстановление комнатной зелени придало саду исторический вид.


Видеосюжет об открытии зимнего сада Мраморного дворца:




Особняк Спиридонова на Фурштатской улицеВ 1895г. коллежский советник Николай Владимирович Спиридонов приобрел на Фурштатской улице, 58 небольшой земельный участок с деревянным одноэтажным домом, хозяйственными службами и садом, а затем превратил его в аристократический особняк. Архитектором особняка стал А.Н.Померанцев, знаменитый своими Торговыми рядами на Красной площади в Москве (ЦУМ). Ему принадлежит основная конструктивная идея особняка. А далее проектирование продолжил архитектор И.С. Китнер. Он придумал соорудить висячий зимний сад между домом и служебным флигелем. Общая площадь сада составила 80 квадратных метров.

Зимний сад в Доме малюткиПосле революции в доме разместились сначала детский дом, потом стоматологический институт, потом Ленинградское отделение Всероссийского общества культурных связей с зарубежными странами. В 1965 году в бывшем особняке Спиридонова открылся Дворец торжественной регистрации новорожденных "Малютка".

Зимний сад в Доме малюткиВ 1983-84гг. в особняке были проведены реставрационные работы Научно-производственным объединением "Реставратор" , после которых залы и гостиные Дворца обрели свой первоначальный вид. Был воссоздан зимний сад, и сегодня посетители "Малютки" не только любуются прекрасными растениями, но и обязательно фотографируются на их фоне.

Зимний сад ДК им. ЛенсоветаОдним из лучших зимних садов, созданных в Ленинграде в советское время, считается сад при дворце культуры им. Ленсовета: о нём писали, что он "по своей идее чуть-чуть (на грани воспоминания) перекликается с зимним садом Таврического дворца".

Возродится ли когда-нибудь в Петербурге искусство создания зимних садов - таких, какими они были в прошлые века, - покажет время.

По материалам книги Т.К. Горышиной "Зелёный мир старого Петербурга". Искусство-СПб, 2003г.

e-max.it, posizionamento sui motori

Случайное изображение - ВИДЫ ПЕТЕРБУРГА

alie_parusa.jpg